Предисловие

Мое книжное собрание объединяет хорошо составленную по темам научную библиотеку по истории и идеологии России с серьёзным подбором интереснейших и редких изданий XIX–XX веков, раскрывающих особый путь развития нашего Отечества, отягощённый подрывной деятельностью тайных организаций и подпольных обществ, а также книги по русской и всемирной литературе, истории, философии, экономике, этнографии, славяноведению, литературоведению и мн. др. отраслям.

С начала основания Института русской цивилизации в 1993 г. я предоставлял многие книги для исследовательской работы участникам проектов и сотрудникам возглавляемой мною организации. Моя личная библиотека стала важнейшим общественным собранием, способствующим раскрытию белых пятен русской истории, развитию отечественных гуманитарных наук.

Считаю, что богатые фонды моей Библиотеки в значительной степени способствовали работе Института русской цивилизации в подготовке за 1993–2018 гг. более 30 томов энциклопедий и справочников, в выпуске в свет свыше 200 томов произведений классиков русской мысли, сотен монографий и изданий современных русских учёных.

Моя Библиотека собиралась почти 60 лет. Первые книги у меня появились, когда мне было 12 лет. Начало Собрания составили найденные мною на бабушкином чердаке и в кладовке десятка два старых, дореволюционных книг – издания Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Бальмонта, Игоря Северянина. Моей особой любовью стали тогда сильно потрёпанные книги по русской истории, некоторые без титульных листов и отдельных страниц. Они были хорошо иллюстрированы и открывали образы ушедшей исторической России.

В 15 лет, поступив работать чертёжником, я стал покупать книги в букинистических магазинах. В 1960-е годы старые книги стоили сравнительно недорого, можно было купить хорошие книги по истории, философии и экономике. После первой получки я побежал в букинистический магазин и за десятку купил дефектный (с вырванными иллюстрациями) первый том книги “Русское масонство в прошлом и настоящем”. Впоследствии я приобрел здесь “Историю Москвы” И. Забелина, ряд старинных экономических книг (экономика начинала меня все больше интересовать). Особую радость у меня вызывали покупки отдельных томов энциклопедии “Брокгауз и Ефрон” (почти бесплатно, по 50–70 коп.). Я в буквальном смысле погрузился в русскую историю, каждый день приносил мне новые открытия.

В те же годы мне ещё попались книги по масонской тематике. Один из жильцов дома, что рядом с местом моей работы (ныне Академия Глазунова), принёс мне книгу, содержащую секретный список членов Великой ложи “Астрея” за 1820–1821 гг., и две сильно повреждённые книги издания Н. Новикова.

В 1970-е годы я достал книгу П. Ефремова “Новиков и московские мартинисты”, а также сделал ксерокопии с книги из библиотеки масона Орлова-Давыдова “Тайна противонелепого общества, открытая не причастных к оному. Переведено с французского языка. С фигурами. 1759”. Эта книга – первое изданное в России антимасонское сочинение, автором которого была Императрица Екатерина II.

С самого начала собирания Библиотеки особый интерес для меня составляли различные справочники, словари и энциклопедии по самым разнообразным темам. Поиск справочников и словарей стал для меня настоящей страстью. Во время работы в ЦСУ СССР через представителей “русской партии” мне удалось достать для личного пользования и спрятать дома большое количество закрытых (секретных) статистических сборников, ставших хорошим подспорьем в дальнейших исследованиях. Нашёлся помощник даже в Первом отделе, который списывал некоторые сборники (он их не уничтожал, а отдавал мне).

Продолжая собирать литературу, кроме исторической, философской и художественной, я также увлёкся экономической. Особенно экономической классикой, в чём особенно преуспел. Много лет я подбирал по отдельным томам старые русские энциклопедии, книги о путешествиях по России, описания памятников и исторических мест.

Библиотека, которую я создал, стала для меня не просто ценным собранием, а, главное, важнейшим подспорьем в моих исследованиях.

К 1980-м годам у меня выкристаллизовалась православно-национальная идеология жизни. Собирая свою библиотеку, я познакомился со многими книжниками и с их помощью вышел на целый пласт самой главной для русского человека литературы – сочинения Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Вышенского, И. Киреевского, И. и К. Аксаковых, А. и Д. Хомяковых, Н. Данилевского и др. Самые интересные книги хранились в квартире одного бывшего политкаторжанина (сидел за государственные преступления ещё при царе), эсера, после 1917 года перешедшего на службу к большевикам. Жил этот тип в доме, построенном в 30-х годах Обществом бывших политкаторжан. Дом был похож на тюремный замок с решётками на окнах. При Сталине многих обитателей этого дома в очередной и последний раз в их жизни отправили осваивать созданный при их участии советский Гулаг, откуда они уже не вернулись. Хранитель же русских сокровищ этой участи избежал. В начале 60-х он умер, оставив их своему сыну, заурядному историку, с которым я имел дело. Сын политкаторжанина (я с ним встречался несколько раз и покупал у него книги) рассказывал, что его отец вёл двойную жизнь. В своей борьбе против царя он полностью разочаровался ещё в начале 20-х годов, но никому в этом не признался. Только по его интересам можно было понять, чем жил этот человек. В свой кабинет он никого из домашних не пускал. После его смерти сын, разбирая библиотеку, нашёл во вторых рядах шкафов за собраниями Маркса, Энгельса, Ленина труды православных писателей, славянофилов, русских философов. Часть этих книг сын политкаторжанина после долгой торговли уступил мне, а самые дорогие разрешил ксерокопировать.

Самое большое влияние на меня оказало чтение сочинений славянофилов. Именно через них я сумел осмысленно перейти к освоению трудов православных мыслителей, и, прежде всего, Иоанна Кронштадтского и Игнатия Брянчанинова. Через славянофилов я впервые по-настоящему осознал понятие “Святая Русь”. До этого оно казалось мне отвлечённым; в трудах же славянофилов (особенно в богословских работах А. С. Хомякова) раскрылось как вполне точное, живое выражение настоящей души русского народа. Для меня стало ясно, что именно славянофилы впервые обозначили главное направление движения нашего народа. Я понял, что только их труды являются ключом к пониманию национально-патриотической идеологии, развитию, разъяснению и распространению которой я посвятил свою жизнь. Славянофильство стало для меня первым шагом на пути к Святой Руси.

Славянофилы обоснованно и незыблемо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.

“Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, – писал И. В. Киреевский, – все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство, и вместе с тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений”.

К началу 1990-х годов я собрал библиотеку, позволившую мне вести исследования по многим направлениям русской истории и идеологии[1]. Эти книги способствовали выходу в свет таких моих работ, как: “Русский труд”, “Воспоминания о народном хозяйстве”, “1000 лет русского предпринимательства”, “Русская цивилизация”, “Убийство царской семьи”, “История русского народа в ХХ веке”, “Святая Русь. Открытие русской цивилизации”, также ряда книг по общине и артели.

В 1994 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) благословил меня на изучение деятельности масонских лож за границей. Под чужим именем я вступил в контакт с членами масонских лож в США (и даже почти вступил в одну из них) и попросил их помочь с масонской литературой, якобы необходимой для организации масонских лож в России. Мне удалось поработать в библиотеках некоторых масонских лож, а в одной из них получить несколько коробок масонской литературы, выпущенной с начала ХХ в. до 1990-х гг. Эта литература впоследствии была использована Институтом русской цивилизации для изучения подрывной деятельности масонства. Особенно большое значение имели полученные мною в масонских ложах многотомные энциклопедии и словари, которые стали важным подспорьем при изучении масонских операций против Русского государства и Церкви.

В мою библиотеку попал ряд новиковских изданий по масонству, масонские издания XVIII – нач. XX в., сотни зарубежных исследований по деятельности “вольных каменщиков”. Несколько лет работы в Особом Архиве КГБ СССР и архиве Департамента полиции Российской империи (в ГАРФе) позволили мне собрать десятки папок ксерокопий ценнейших архивных документов о подрывной деятельности масонских лож, часть из которых я впоследствии опубликовал в своих книгах. Многие найденные мною документы в дальнейшем были переданы правительством Ельцина масонским ложам, которым они ранее принадлежали. Среди этих документов содержатся протоколы деятельности масонского ордена “Великий Восток Франции” со времён французской революции XVIII в. до 1939 г. Хранение мною этих документов было связано с опасностью. Известен, по крайней мере, один случай, когда ценные документы были похищены из моего хранилища (сломано окно, взломан сейф). После этого все документы этого рода были ксерокопированы в нескольких экземплярах и рассредоточены по разным местам.

В моей библиотеке собрано множество книг по сатанизму, магии, теософии, антропософии и прочим антихристианским движениям. На изучение этих книг меня благословил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, который считал необходимым разоблачать признаки антихриста и бороться с ним. Митрополит полагал, что, кроме сатанизма и чёрной магии, ересью во многом следует считать и католицизм, унию и протестантизм, а также языческие секты, которые раскрыли себя по недопустимым для христианства признакам “права” на содомитское разложение, однополые браки и пахнущие серой гей-парады.

В моей библиотеке литература подобрана по этим темам, позволяя разоблачать различные формы разложения человека, превращение его в легко манипулируемый объект.

В Библиотеке есть такие “классические” труды сатанистов, как “Сатанинская Библия”, “Сатанинский Ритуал”, книги А. Кроули и А. Лавея. Представлены исследования по манипуляции сознанием, контролю личности и антихристианским информационным войнам.

В 60–70-е годы, когда моя Библиотека только начинала собираться, я много времени уделял изучению социалистической и коммунистической идеологии, атеизма и анархизма. По этой теме было собрано большое количество книг, в т. ч. подрывных, разрушительные работы Маркса, Энгельса, Ленина, их соратников и наследников, исследования по революции и Гражданской войне, красному террору, кровавым репрессиям. В моей Библиотеке представлены издания протоколов процессов против врагов народа и агитационная литература по этой теме.

Период работы в ЦСУ СССР и НИИ Труда, в которых я защитил кандидатскую и докторскую диссертации по экономике, отразился на Библиотеке появлением в ней большого количества книг по экономике, труду, социальным вопросам и демографии. Среди них немало редких изданий XIX – нач. ХХ в., трудов классиков русской экономической науки, редких справочных изданий Императорской России и словарей, числившихся в СССР под грифом «секретно» или «для служебного пользования».

Особо следует отметить редкие издания 1920-х гг., вышедшие под маркой Института Труда, возглавлявшегося А. Гастевым (в том числе и его труды).

В моей библиотеке хранится бóльшая часть номеров ежемесячника ЦИТʼа “Установка рабочей силы”, выходившего в 1926–1931 годах.

Большой редкостью являются книги “Архива истории труда в России”, вышедшие в 1921–1923 гг. в Петрограде под редакцией Ю. Гессена. А также продолжившие его исторические сборники “Труд в России” (1924–1925).

Ряд ценнейших масонских изданий о деятельности тамплиеров мне были переданы из Украины. Там, в Киеве, была разоблачена деятельность ложи тамплиеров, в работе которой участвовали известные государственные и общественные деятели Украины. Ряд книг из библиотеки этой ложи появился на чёрном рынке Киева, был куплен патриотами и передан мне.

В 1990-е годы Библиотека вступила на новый этап. Это было связано с тем, что мои книги получили широкую известность не только в России, но и за рубежом. Некоторые мои книги по истории тайных организаций, сионизма и масонства выходили большими тиражами (10–20 тыс. экз.) Материалы и документы, особенно из Особого Архива КГБ[2], приводившиеся в них, заставляли вдумчивых людей по-новому посмотреть на многие события отечественной истории. Появились желающие помочь. Люди стали приносить мне книги, ранее изъятые из обращения, мало кому известные, дополняющие мои исследования по многим темам российской истории – судьба царской семьи, тайные организации, преступная деятельность сионистов и масонов.

В те же 90-е ранее бывший невыездным (как, впрочем, подавляющее большинство наших сограждан), я получаю приглашения посетить центры русской эмиграции в Америке и Европе – США, Аргентине, Бразилии, Германии, Швейцарии, Италии. Выступал во многих зарубежных городах. Возникли десятки знакомств с представителями 1-ой и 2-ой волн эмиграции. Из каждой поездки я привозил десятки коробок с книгами, особенно много из США. Книги из этих стран приходили ко мне в течение полутора десятка лет. Наряду с цэрэушной литературой они содержали ценнейшие эмигрантские издания, вышедшие во Франции, в Германии, Югославии, Китае, Болгарии, Польше, Венесуэле, Перу, Аргентине, Бразилии, Австралии, США. Многие эмигрантские книги, выпускавшиеся незначительными тиражами, в 300–500 экз., уже в 1960-х годах стали большой редкостью. Эти книги несут в себе русский талант и гений, сохранённый нашим народом вдали от Родины.

Во время своих многочисленных заграничных поездок я всегда обращался к эмигрантам с просьбой вернуть книги в Россию. Почти из каждой поездки я привозил коробки книг. Десятки коробок книг я привёз из США, Аргентины и Венесуэлы. Среди редкостей – полный подбор всех выпущенных за границей книг (33 книги) в парижских издательствах В. П. Сияльского, “Медный всадник” и др., собранных коллекционером В. Тороповским, сочинений генерала П. Краснова[3], книги издательства кн. Горчакова “Долой зло”, редчайшие парижские, берлинские, харбинские издания, выпущенные в Аргентине и Бразилии, книги Владимира Мержеевского, Ивана Солоневича, Бориса Башилова. Особо надо отметить книги писателя Ремизова, сочетающие типографскую печать и сделанные им самим от руки картинки и надписи. Очень интересна коллекция книг, выпущенных русскими эмигрантами в Харбине и Шанхае.

К числу раритетов моей библиотеки следует отнести сотни книг, подаренных мне в США Сергеем Павловичем Полонским, хранителем библиотеки Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Этот замечательный книжник, почитатель моих книг из серии «Терновый венец», имел и свою личную библиотеку, из которой передал мне необходимые для работы книги. Среди них – редкие издания антисионистского памфлета: “Протоколы сионских мудрецов”, книги по еврейскому вопросу и масонству, выпущенные с начала ХХ в. до 1970-х гг. Через Полонского в мою библиотеку перешёл ряд книг из собрания графа Ланского, так же, как и Полонский, интересовавшегося еврейским и масонским вопросами.

Среди них – редчайшие вышедшие на французском языке труды по истории масонства историка Н. Ф. Степанова-Свиткова[4], соратника генерала А. Д. Нечволодова.

В круг моего собирательства вошла вся литература по еврейскому вопросу и масонству, необходимая для исследований. Многие книги о евреях и масонах очень редки. С одной стороны, это труды, изданные самими масонами и членами еврейских организаций. Они, как правило, наполнены еврейской и масонской мифологией, пропагандой и агитацией “вольных каменщиков”. Книги эти изданы преимущественно на английском, немецком, французском и испанском языках. Среди них – несколько масонских энциклопедий и ряд книг по истории масонства, очень хорошо изданных в XIX – начале XX в. Есть книги in folio, содержащие еврейскую и масонскую символику (часть книг по масонству была получена мною от самих масонов при моем «внедрении» в масонские ложи на территории США).

С другой стороны, это научные издания о деятельности масонов, еврейских организаций, а также жизнеописания известных еврейских банкиров, учёных, писателей, художников и т. п. Особый интерес в моей Библиотеке представляют труды православных исследователей XIX – нач. XX в., выпущенные на русском языке. Многие из них сейчас являются большими редкостями. Особенно книги И. Лютостанского, А. Шмакова, А. Меллер-Закомельской, А. Селянинова, Г. Вернадского, Н. Жевахова, Н. Маркова, Г. Бутми, Г. Бостунича, С. Нилуса, Фара. При большевиках эти книги были запрещены. За их чтение людей расстреливали. Сохранились только единицы этих книг. Преимущественно те, которые были вывезены за рубеж. Значительная часть этих книг была подарена мне митрополитом Лавром и епископом Зноско-Боровским (последний передал мне ряд редких работ И. Лютостанского, которого я впоследствии издал полностью).

Среди книг по еврейскому вопросу в моей Библиотеке особое внимание обращают на себя “Еврейская энциклопедия”, сочинение Якова Брафмана “Книга кагала” (два издания – 1869 и 1888 гг.), двенадцать томов сочинения Г. Греца “История евреев от древних времен до настоящего”, сочинение Г. Бараца о еврейском влиянии на древнерусскую литературу, С. М. Дубнова “Новейшая история еврейского народа” (Берлин, 1923).

Ряд ценнейших изданий по еврейскому и масонским вопросам был передан в мою библиотеку эмигрантами ещё первой волны, жившими первоначально в Китае, а потом очутившимися в США, – В. А. Лукашевич (урождённая княжна Козлова), М. Г. Сторчилло, Н. Толл. От этих людей в мое собрание перешла полная подборка книг, выпущенных Издательством имени Чехова в Нью-Йорке, а также ряд документов по русской истории, хранившихся у русских эмигрантов, – письма и документы митрополита Антония (Храповицкого), Колчака, генерала Степанова, участников процесса о Сионских протоколах.

Архиепископ Лавр (впоследствии митрополит) передал мне подборку журнала “Православная Русь” и ряд других изданий, выпущенных в Джорданвилльском монастыре с первых лет его создания.

Главный редактор газеты “Свободное слово Руси” М. Г. Туряница передал мне полную подборку этой газеты, выходившей с 1950-х гг., а также ряд русинских изданий, вышедших за рубежом.

В Аргентине в мою библиотеку передали подборки газеты “Наша Страна” с 1950-х гг., книги из личных библиотек Б. Башилова, И. Солоневича. В Бразилии – книги и журналы Мержеевского.

Эмигранты-монархисты передали в мою библиотеку ряд очень редких газет и журналов, выходивших в эмиграции, – “Двуглавый Орел”, “Царский Вестник”, “Владимирский Вестник”, “Русь”.

Я никогда не гонялся за редкостями. Однако за десятилетия собирания в мою библиотеку разными путями их попало множество, например: книги из библиотек В. Н. Коковцова, Н. И. Бухарина, полный комплект книг “Русского биографического словаря” А. А. Половцова из библиотеки выдающегося учёного-литературоведа Б. Л. Модзалевского[5], три десятка книг из библиотеки русского скульптора В. М. Клыкова с дарственными надписями ему. Книги с автографами маршала А. В. Василевского, М. С. Шагинян, А. В. Софронова и мн. др.

В 2010-х гг. в моем собрании оказалось несколько десятков книг из библиотеки одного из руководителя Союза писателей СССР, куратора этой организации от КГБ СССР Михаила Ивановича Ильина. Все они с дарственными надписями известных ему советских писателей – Н. Асанова, Ивана Курчавова, Дм. Петрова-Бирюка, Льва Гинзбурга и др. Например, на книге “Бездна”, подаренной Ильину, Гинзбург написал: “Дорогому Мише Ильину, человеку, рекомендовавшему меня в партию, с любовью, 1969”.

В моей библиотеке много книг, подаренных мне известными писателями, художниками, учёными, церковными, государственными и общественными деятелями. Среди них издания с дарственными надписями – М. А. Алексеева, С. Н. Бабурина, В. И. Белова, Дмитрия Белюкина, Ю. В. Бондарева, В. Г. Бондаренко, О. В. Волкова, В. Н. Ганичева, И. С. Глазунова, Д. А. Жукова, митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва), А. С. Иванова, генерала Л. Г. Ивашова, В. М. Клыкова, А. А. Кротова, В. Н. Крупина, Ю. П. Кузнецова, С. Ю. Куняева, В. В. Личутина, Ю. М. Лощица, В. Н. Осипова, Ю. Д. Петухова, А. А. Проханова, П. Л. Проскурина, В. Г. Распутина, Э. И. Сафонова, И. Ф. Стаднюка, В. А. Солоухина, В. В. Сорокина, Михаила Шанькова, академика И. Р. Шафаревича, И. М. Шевцова, Г. М. Шиманова и мн. др.

Моя библиотека носит во многом энциклопедический характер. В ней представлены практически все главные российские и зарубежные энциклопедии и словари XIX –XX веков. Российские энциклопедии: “Энциклопедический лексикон” А. Плюшара, энциклопедии “Брокгауза и Ефрона”, “Гранат”, Большая энциклопедия Южакова, незавершённая “Новая энциклопедия”, все четыре издания “Советской энциклопедии” и сопутствующие этим энциклопедиям словари. Зарубежные энциклопедии представлены двумя изданиями Британской энциклопедии, Американской энциклопедией, Французской энциклопедией Ляросс, Немецкой энциклопедией Брокгауза, Испанской, Югославской энциклопедиями и ещё многими десятками энциклопедий и словарей как общего характера, так и отраслевыми изданиями – историческими, географическими, военными, литературоведческими, этнографическими, философскими, экономическими, искусствоведческими, книговедческими, библиографическими и др.

Систематизация Библиотеки произведена мною согласно моим творческим интересам. Она отличается от общепринятой и отражает те направления работы, которыми занимается Институт русской цивилизации.

Библиотека разбита на шесть разделов, и каждый из них делится на части и направления, по которым в Институте ведутся исследования.

Первый раздел посвящён исследованиям русской цивилизации. Он состоит из семи частей:

Часть I. Русское православие и монархия.

Часть II. Русское мировоззрение, литература и искусство.

Часть III. Русская география, история, власть, право, экономика.

Часть IV. Русские биографии, воспоминания, дневники, письма.

Часть V. Россия и мировое зло. Разрушительные силы. Внутренние враги.

Часть VI. Русское зарубежье.

Часть VII. Народы Российской империи – СССР – России.

Каждая часть разбита на направления. Так, в первой части отдельно рассматриваются православная духовная литература, богословие, история и философия Русской Церкви, святые и подвижники, Византия, монастыри и храмы, монархия и царская тема, дворянство и правящий класс до 1917-го года, а также тема Григория Распутина.

В пятой части систематизированы направления – иудаизм, сионизм и еврейский вопрос, еврейские писатели в России; масонство и близкие к нему тайные организации; сатанизм, магия и антропософия; католицизм, уния, протестантизм, секты и неоязычество; фрейдизм и психоанализ; разложение – “голубые” и деградация человека; манипуляция сознанием, контроль личности и информационные войны.

Как отдельные разрушительные направления рассматриваются социализм, коммунизм, атеизм, фашизм, повлекшие революции, войны и смуты.

Особо систематизирована литература о разрушителях и предателях, русофобии и холодной войне Запада против России, преступлениях США и НАТО против России и мира.

В моей библиотеке хорошо представлены художественная литература, книги по искусству и альбомы.

Почти исчерпывающе представлены серийные издания ХХ века. Особо следует отметить собрание книг советских писателей, лауреатов Сталинской премии, в произведениях которых отражена попытка создания нового человека. Многие из них стали большой редкостью.

Библиотека включает в себя многие книги из серий «Academia», «Литературные памятники» (почти исчерпывающе), «ЖЗЛ», «Жизнь в искусстве» и мн. др. Увлекшись изучением истории книги, я начал собирать труды по библиографии и истории библиофильства, включая каталоги библиотек Розанова, Смирнова-Сокольского, описание личных библиотек, составившее сотни разных наименований.

Периодические печатные издания представлены комплектами журналов советского периода, начиная с довоенных лет, – “Огонёк” (“Огонек”), “Молодая гвардия”, “Новый мир”, “Москва”, “Наш современник” и мн. др.

В моей библиотеке широко представлена русская поэзия XIX–XX вв. Особенно много поэтических сборников советского периода, значительная часть которых, особенно прижизненных изданий советских поэтов, имела большое значение в попытках большевистских вождей создать “нового человека”.

В настоящее время моя библиотека насчитывает более 60 тысяч томов, а также десятки тысяч единиц хранения журналов, газет, архивных документов и материалов. В разные годы я предоставлял свои книги для работы многим исследователям и общественным деятелям, например: И. С. Глазунову, В. М. Клыкову, Д. А. Жукову, В. А. Солоухину, В. И. Белову, В. Г. Распутину, В. В. Личутину, В. Н. Крупину, И. М. Шевцову, Ю. Д. Петухову, И. Р. Шафаревичу и многим другим подвижникам русской цивилизации, вождям и активистам, отстаивающим правоту Русского дела и Великую Россию.

Мое книжное собрание и архив всегда были открыты для работы учёных, писателей и активистов Русского дела.

Олег Платонов


1 Однако я, помимо книг, свои знания черпал и из путешествий по России, которые систематически совершал в те годы.

2 Бóльшая часть этого архива вскоре была передана на Запад.

3 Коллекция произведений генерала П. Н. Краснова ранее, вероятно, принадлежала атаману забайкальских казаков В. Н. Пономаренко.

4 Отцом Степанова-Свиткова был первый публикатор “Протоколов сионских протоколов”.

5 К 1-ому тому этого издания был приклеен листок с текстом, написанным рукой самого Модзалевского с указанием лиц, у кого могут храниться подготовленные к изданию не вышедшие тома “Русского биографического словаря”.