Никон (Рождественский), архиеп.

(4.04.1851 – 30.12.1918[2.01.1919])

НИКОН (в миру Рождественский Николай Иванович), архиепископ Вологодский и Тотемский (4.04.1851—30.12.1918[2.01.1919]), председатель Издательского совета при Св. Синоде, член Государственного Совета, один из самых активных сторонников монархического движения среди архиереев.

Родился в многодетной (22 ребенка) семье бедного причетчика с. Чашниково Верейского у. Московской губ. От природы был болезненным мальчиком, к тому же в 5-летнем возрасте он ослеп на один глаз. Однако уже в детстве у него проявились редкостные способности. К 8-летнему возрасту он 3 раза прочел славянскую Библию, знал наизусть немало житий святых. В отроческие годы некий старец предрек ему святительское служение, сказав отцу отрока Николая: «Это наш будущий архиерей». Окончил Заиконоспасское Духовное училище. В 1874 первым учеником окончил Московскую Духовную семинарию. Помня о предсказании старца, он по смирению уклонился от поступления в Духовную академию, которая вела к архиерейству. Вместо этого поступил послушником в Ново-Иерусалимский монастырь, основанный патр. Никоном. Некоторое время он подвизался в этом монастыре, а с переводом оттуда настоятеля, отца Леонида (Кавелина), наместником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру туда же перешел и послушник Николай Рождественский. Еще будучи послушником в лавре с 1 февр. 1879, начал выпускать знаменитые «Троицкие листки». 1 февр. 1910, выпуская первый номер очередного своего издания «Троицкое слово», он вспоминал: «Признаюсь, в 1879 я робкою рукою ставил № 1 на листке, неуверенный, выйдет ли № 2. Бог благословил это начинание: по сей день вышло более 1300 № листков, в количестве более 140 млн оттисков». В 1900 за издание «Троицких листков» он получил Макариевскую премию.

В 1880 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре послушник Николай Рождественский принял иноческий постриг с именем Никон. В 1882 он был рукоположен во иеродиакона, а вскоре и во иеромонаха. В 1885 возведен в звание соборного иеромонаха Ставропигиального Московского Донского монастыря. В этом же году произошло другое знаменательное событие в жизни иеромонаха Никона — вышла в свет его книга «Житие и подвиги преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Эта книга выдержала 5 изданий и до сих пор считается одним из лучших творений о великом русском святом. И. С. Аксаков сказал об этой книге, что она «исполнена благотворной красоты, которой подражать нельзя». В 1892 Никон был утвержден действительным членом учрежденного собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и возведен в сан архимандрита, а в 1893 назначен на ответственную должность казначея лавры. В 1901 архим. Никон стал председателем епархиального училища иконописи при лавре. В этот период в дополнение к «Троицким листкам» он начал издавать «Троицкую библиотеку», «Троицкую народную беседу» и др. издания.

Избежать архиерейского служения Никону все-таки не удалось. Предсказание старца сбылось — 14 марта 1904 состоялась хиротония архим. Никона во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. С 8 нояб. 1904 он — епископ Серпуховской, викарий Московской епархии. В этот период владыка особенно сблизился с московскими монархистами. Он принимал активное участие в деятельности Русского Монархического Собрания, поддерживал личные близкие отношения с В. А. Грингмутом, Б. В. Никольским и др. вождями монархического движения. Революция 1905 произвела на владыку горестное впечатление. Он вспоминал о тяжелых и позорных для Москвы днях октябрьских забастовок и декабрьского восстания: «Нас, Русских людей, носителей родных заветов Святой Руси, поносили, оплевывали, а в революционных подпольных листках приговаривали и к смерти. Оставалось одно утешение: Богу молиться, да взаимно ободрять, нравственно поддерживать друг друга». Владыка Никон был одним из тех, кто не побоялся открыто и громко объявить себя врагом революции, поддерживал антиреволюционную деятельность монархистов. Он сослужил митрополиту Московскому Владимиру (Богоявленскому) при открытии Второго Всероссийского Съезда Русских Людей в Москве 6—12 апр. 1906. Большой резонанс в обществе имела его статья «Что нам делать в эти тревожные дни?», которая была опубликована в самый разгар революции 16 окт. 1905 в редактируемой В. А. Грингмутом газете «Московские ведомости». В статье он призвал русских людей сплотиться и дать отпор врагам Царя и Отечества. Эта статья стала поводом для нападок на еп. Никона со стороны влиятельных либерально-бюрократических кругов. 25 апр. 1906 он был назначен на Вологодскую кафедру. Многие монархисты восприняли это назначение владыки Никона как наказание за активное участие в монархическом движении. Но еп. Никон не изменил своим идеалам. В Вологде он стал почетным председателем отдела Союза Русского Народа (СРН). А для монархистов он остался одним из главных духовных авторитетов, к нему обращались за благословением и поддержкой. Трогательную телеграмму владыка прислал в адрес Третьего Всероссийского Съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906. В ней, в частности, говорилось: «Братья, будьте единодушны, единомысленны, сплотитесь теснее в единый крепкий союз в защиту бедной Родины нашей, столь терзаемой смутою. Священным для всех вас именем преподобного Сергия умоляю вас: не дробитесь, не делитесь на партии, забудьте то, что представляет собою некоторые оттенки в ваших личных взглядах… все сплотитесь воедино под священным знаменем, на коем красуются святыни нашего народного сердца: Вера Православная, Царь Самодержавный и Народ Русский как самобытная собирательная личность». С 31 янв. 1907 еп. Никон стал членом Государственного Совета от Св. Синода, с 1 янв. 1908 — членом Св. Синода. Он прислал обстоятельное приветствие и благословение Съезду Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 («Восторговский» съезд). Владыка пророчески писал: «Объединимся же теснее и пойдем дружно на защиту от врагов родной Церкви, родного нашего народа и его заветных идеалов. Иначе приидут языцы в достояние Божие, приидут иудеи и возобладают казни. И будут тогда последняя горше первых: плен иудейский горше плена татарского». Как член Государственного Совета и Св. Синода, он подолгу жил в столице и 24 апр. 1911 был избран членом Совета Русского Собрания (РС) (выбыл 8 марта 1912). 29 мая 1912 уволен по болезни от управления епархией с оставлением членом Св. Синода. В 1913 возведен в сан архиепископа и 4 апр. назначен председателем Издательского совета при Св. Синоде.

30 мая 1913 Никон по решению Св. Синода был направлен на Афон с военным кораблем с целью воздействовать на русских монахов-имяславцев, в результате чего несколько десятков раскольников были арестованы и вывезены в Россию.

В 1915 архиеп. Никон был переизбран в Государственный Совет. Он продолжал поддерживать монархистов: присутствовал при открытии Совещания монархистов 21—23 нояб. 1915 в Петрограде (Петроградское совещание), приветствовал Нижегородское Всероссийское Совещание уполномоченных монархических организаций и правых деятелей 26—28 нояб. 1915 (Нижегородское Совещание). В 1916 уволен по прошению от должности председателя Издательского совета и перебрался в родную Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Здесь под занавес своей жизни владыка Никон издал знаменитую книгу С. А. Нилуса «Близ есть, при дверех». Когда в разгар новой смуты Поместный Собор избрал митр. Тихона (Беллавина) Патриархом, архиеп. Никон обратился к нему с письмом, в котором просил Святейшего призвать православных стоять твердо за веру, вплоть до принятия исповеднического венца. С захватом власти большевиками стала невозможной издательская деятельность, оставалось только служить. В это время в Сергиевой лавре жил один из самых непримиримых врагов архиеп. Никона русский писатель и философ В. В. Розанов. Побывав на одном из Богослужений владыки, он записал покаянные слова: «Я называл его дуроломом, а это святой, великий человек! Ему не в чем упрекнуть себя!». Скончался и погребен архиеп. Никон в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

Соч.: Житие преподобного Сергия Радонежского. Сергиев Посад, 1885; Репринт. Сергиев Посад, 1989; Где же наше христианство? Скорбные думы пастора. Сергиев Посад, 1910; Смерть графа Л. Н. Толстого. Сергиев Посад, 1911; Мои дневники. Вып. 1—7. Сергиев Посад, 1914—16; Православие и грядущие судьбы России / Сост. священник Я. Шипов. М., 1994.

Лит.: Богатырь мысли и дела. Памяти Владимира Андреевича Грингмута. М., 1909; Подробный отчет о Третьем Всероссийском Съезде Людей Земли Русской в Киеве. М., 1906; Сб. Съезда Русских Людей в Москве. 27 сент.—4 окт. 1909. М., 1910; Стрижев А. Никон Рождественский — великий святитель ХХ в. // Москва. 2000. № 7.

Подробнее

Видеоматериалы

Показать все