Тростников В. Н.

р. 10.09.1928

ТРОСНИКОВ Виктор Николаевич (р. 10.09.1928), публицист, разрабатывает проблемы теоретической и прикладной философии и богословия. Родился в Москве, закончил физико-технический факультет МГУ. С 70-х самой важной сферой интересов Тросникова стала философия, важнейшей ее частью Тросников считал гносеологию. Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Тросникова на богословствование, ибо, отмечает он, понятие Бога является той последней «скрепой», которая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и «создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь». Об огромной объяснительной силе этого понятия Тросников и написал в кн. «Мысли перед рассветом», изданной в Париже в 1979. Это была книга по «научной апологетике» с привлечением современного научного материала. Интересно, что в книге воспроизводились аргументы таких мыслителей, как В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Данилевский, сочинения которых Тросников не читал, и считает этот факт феноменом генетической преемственности национального сознания (нуждающимся в исследовании). Обращение к богословию, давшему Тросникову «всеобщую скрепу» для ума, чувства и жизни, привело его к «воцерковлению». Кроме того, Тросников считает, что отдание приоритета этой «скрепе» перед всеми др. ведет к отождествлению познания с богопознанием, а Бог как личное и творческое начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, научные знания и др. интеллектуальные накопления человеческой цивилизации. Так Тросников пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Тросникова 80-х — кн. «Мысли о России», «Письма о болезни и исцелении», «Мысли о любви» и др. 90-е, кроме лекционной деятельности, книг и статей по «научной апологетике», знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии с сотериологии. Центральной темой в них становится тема спасения. В этой связи Тросников ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологического порядка. Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке.

Соч.: Мысли перед рассветом. Париж, 1979; М., 1997; Мысли о России // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1987; Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12; Мысли о любви // Кубань, 1994; «Им же вся быша» // Москва. 1995, № 1; Понимаем ли мы Евангелие? М., 1997; Бог в русской истории. Одесса, 1998; Философия супружества. М., 1999.

Подробнее

Видеоматериалы

Показать все