Иоанн Кронштадтский
(18[30] или 19[31].10.1829 – 22.12.1908[4.01.1909])
ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (в миру Иоанн Ильич Сергиев) (18[30] или 19[31].10.1829—22.12.1908[4.01.1909]), проповедник, духовный писатель; святитель. Родился в с. Сура Пинежского у. Архангельской губ. Отец — псаломщик из рода священнослужителей, насчитывавшего 350 лет; мать — крестьянка. По окончании Архангельской духовной семинарии (1851) был послан на казенный счет в Петербургскую духовную академию (1851—55); окончил кандидатом богословия (диссертация «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»). Священник (с 1855), митрофорный протоиерей (с 1898) Андреевского собора в Кронштадте. Законоучитель в городском училище (1855—62) и классической гимназии (1862—89) в Кронштадте. Член Синода (1907).
Иоанн Кронштадтский был дан русскому народу накануне великих кровавых испытаний. Простой, бесхитростный батюшка, родом из глухого северного села, своей дерзновенной молитвой и непоколебимой верой в милосердие Божие исцелил и обратил на путь истинный десятки и сотни русских людей, живших в прагматичный и не склонный к чудотворениям век. Цари и вельможи, купцы и фабриканты, священнослужители, рабочие, крестьяне, православные и католики, мусульмане и иудеи — зазывали его к себе или стремились в Кронштадт к батюшке Иоанну. Он, в ученические годы мечтавший посвятить себя миссионерскому служению среди диких народов Азии или Америки, в сер. XIX в. обнаружил дикие нравы и непросвещенный народ — своих соотечественников в портовом городке возле самой столицы. Законоучитель, молитвенник, пастырь, врачеватель душ и телес, основатель школ, мастерских, библиотек, приютов, наконец, монастырей и храмов в различных епархиях… Через его руки проходили миллионные пожертвования, возле его дома пришлось открыть специальное почтовое отделение — столь велика была корреспонденция, получаемая им со всех концов света… Ежедневный служитель Божественной литургии, проводивший 12-часовые исповеди, на которые приходили по шести тысяч человек… Это было явление необычайное даже в истории Церкви. Батюшка Иоанн призывал хранить веру, царя и Отечество. Заветы великого молитвенника не были исполнены, но исполнились его суровые пророчества. Однако множество душ и в последующие годы было спасено его посмертным предстательством.
Вера в чудотворную силу молитв Иоанна Кронштадтского, постепенно распространившаяся в обществе (так, он был приглашен семьей к умиравшему М. Е. Салтыкову-Щедрину; на его руках скончался Александр III), его постоянные разъезды по стране и «выходы» к народу, а также деятельность основанных им благотворительных учреждений в Кронштадте с сер. 80-х приковали к нему внимание: «Он окружен густою толпой и еле движется… Его буквально рвут на части, и огромных усилий ему стоит сесть на извозчика, за которым бежит толпа без шапок». В сознании народа Иоанн Кронштадтский был олицетворением народного представления о русской святости и поэтому пользовался исключительной любовью.
В русскую литературу Иоанн Кронштадтский вошел как великий духовный писатель. Его беседы, проповеди, поучения, слова и т. п. сыграли большую роль в воспитании русского народа.
В 1890—94 вышло «Полное собрание сочинений» Иоанна Кронштадтского в 6 томах, из которых некоторые переиздавали много раз. Позже появились в печати: «Моя жизнь во Христе, или Минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге» (М., 1891), «Беседы о Боге Творце и Промыслителе мира» (СПб., 1896), «Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности» (СПб., 1897; 2-е изд. 1899), «Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого» (М., 1898), «Слова и поучения, произнесенные в 1896, 1897 и 1898 годах» (СПб., 1897—99), «Правда о Боге, о церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина» (М., 1900), «О блаженствах евангельских» (СПб., 1896); «Правда о Боге, мире и человеке» (Кронштадт, 1899); «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта» (СПб., 1900); «Благодатные мысли о небесном и земном» (СПб., 1901); «Христианская философия» (СПб., 1902); «Созерцания и чувства христианской души» (СПб., 1905); «Мысли христианина» (СПб., 1905).
Особой популярностью пользовался дневник Иоанна Кронштадтского, выходивший под названием «Моя жизнь во Христе». Он представлял собой собрание молитв, бесед со своим «я», носящих характер нравственной рефлексии, и проповеднических фрагментов. Публикация дневника имела целью представить читателю «школу духовной жизни», благотворность которой, кроме укорененности в церковном учении, удовлетворялась еще и духовной практикой самого автора («истинно с опыта!» — то и дело пояснял Иоанн Кронштадтский то или иное свое свидетельство или рекомендацию). Высоко оценивая богословское достоинство «Моей жизни во Христе», прот. Г. В. Флоровский подчеркивал, что «это дневник созерцателя, а не моралиста. И молитва не лирика, не только устремление души, но именно ее встреча с Богом, веяние Духа, духовная реальность… У о. Иоанна вновь открывается “забытый путь опытного богопознания…” и в этом “опыте”, духовном и евхаристическом, преодолевается всякий богословский “психологизм”».
Б. Е., А. И., П. С.